В октябре 1942 года молодой человек по имени Роберт Ричардсон из Огайо, мобилизованный в армию США, ехал на поезде железной дороги Southern Railway к месту службы на военную базу Кэмп Форест в штате Теннесси. До призыва на службу этот молодой человек серьезно увлекался железнодорожной техникой и историей железных дорог. В вагоне Ричардсон познакомился с попутчиком, который оказался профессором истории из университета штата Кентукки. Чтобы скоротать время, Ричардсон рассказал профессору о своем увлечении железными дорогами.
Профессор, в свою очередь, сообщил молодому человеку о том, что он занят исследованием жизни некоего человека, умершего от алкоголизма в 1799 году в нищете где-то в штате Кентукки. Интерес профессора к нему был обусловлен тем, что этот человек изобрел паровой локомотив. Профессор скорее просто для поддержания беседы поинтересовался у Ричардсона, не слышал ли он когда-нибудь о Джоне Фитче или о локомотиве, который тот построил. Это была маленькая модель, опытный образец, как объяснил профессор.
О, да, конечно, - ответил молодой человек. - Я его видел.
ВЫ ЗНАЕТЕ, ГДЕ ОН?! – профессор в сильном волнении вскочил на ноги. Пассажиры в вагоне начали удивленно оборачиваться. Да, Ричардсон заверил профессора, что это так. И рассказал, что в здании музея Археологического и исторического общества штата Огайо в Колумбусе, столице штата, есть лестница, ведущая в подвал. На этой самой лестнице, на нижней площадке между маршами и стоит, собирая пыль, паровой локомотив Фитча. После смерти изобретателя он достался его приемному сыну. В 1850-х годах заинтересованные лица каким-то образом узнали, что маленькая работающая модель парового локомотива, представляющая собой значительную историческую ценность, находится у сына Фитча, и убедили его передать модель в музей.
Выслушав молодого человека, профессор пришел в большое волнение. Казалось, он сейчас же спрыгнет с поезда, чтобы ехать в Колумбус. Но он вдруг успокоился и сел на свое место. А потом сильно рассердился, так как вспомнил, что в свое время, в самом начале поисков, писал запросы о локомотиве Фитча во многие музеи США, в том числе и в музей штата Огайо. Из музея тогда ответили, что ничего о нем не знают.
Джон Фитч изобрел паровой локомотив для железной дороги в 1780-е годы. И даже сумел организовать в Филадельфии демонстрацию его уменьшенной работающей модели для президента Джорджа Вашингтона. Модель передвигалась по рельсам, сделанным из деревянных брусьев, и удерживалась на них благодаря колесам с ребордами. Реборды располагались на внешних краях колес, а не на внутренних, в противоположность сложившейся в дальнейшем практике железнодорожного дела. На раме был установлен котел из меди, а для передачи вращательного движения к колесам использовался рычажный механизм, работавший по принципу «ноги кузнечика».
Локомотив Фитча, несмотря на свои более чем скромные размеры (два фута в длину и два – в ширину), остается самым первым действующим паровозом в мире. И оказывается, таким образом, что паровоз был изобретен в Америке, а не в Англии, как принято считать. Но американское общество в конце XVIII века весьма негативно относилось к технике и изобретательству.
Джон Фитч был человеком, далеко опередившим свое время, и у его удивительного изобретения не было шансов на признание в Штатах того времени. Вскоре о нем забыли.
|
Локомотив Фитча
John Bull
New York Central Commodore Vanderbilt
Southern Pacific Cab Forward
|