Norfolk & Western Class J №611 – американский пассажирский паровой локомотив колесной формулы 4-8-4 (Northern), построенный в локомотивных мастерских железной дороги Norfolk & Western (N&W) в городе Раноук в штате Вирджиния в мае 1950 года. Всего в период с 1941 по 1950 год было построено 14 таких локомотивов. Обозначение Class J было присвоено им в соответствии с внутренней классификацией N&W. Стоит лишний раз подчеркнуть, что эти локомотивы были сконструированы и построены персоналом дороги, а не специализированными локомотивостроительными компаниями. Постройка №611 в ценах 1950 года обошлась в 251 544 доллара. В наши дни это эквивалентно примерно 2 миллионам долларов.
|
Фото середины 1950-х
И конца 1980-х
|
Конструкция этого паровоза в полной мере универсальна. Сочетание диаметра ведущих колес в 70 дюймов и рабочего давления в котле в 300 фунтов на кв. дюйм позволило обеспечить тяговое усилие в 80 000 фунтов силы – наибольшее среди всех паровозов формулы 4-8-4, не оборудованных вспомогательным паровым приводом на задней поддерживающей тележке (booster).
Class J проектировался не как грузовой, а как пассажирский высокоскоростной локомотив. Семидесятидюймовые ведущие колеса были очевидно недостаточно велики для скоростей более 100 миль в час. Чтобы компенсировать малый диаметр колес, инженеры N&W сделали раму локомотива предельно жесткой, установили на всех осях роликовые подшипники, разработали облегченную поршневую систему и сбалансировали все ее движущиеся части с особой тщательностью. Локомотив в результате оказался весьма требователен к качеству путей.
Class J занял почетное место флагмана локомотивного парка Norfolk & Western. Эти паровозы водили лучшие фирменные пассажирские поезда компании, такие как Powhatan Arrow, Pocahontas, Cavalier. В годы активной эксплуатации им приходилось проезжать в среднем по 15 тысяч миль в месяц, в том числе по относительно коротким гористым участкам путевой системы N&W.
Иногда с ними случались аварии. Так, в январе 1956 года №611 сошел с рельсов и опрокинулся на бок при прохождении кривой во главе состава Pocahontas. Проведенное расследование установило, что авария произошла из-за того, что машинист недостаточно снизил скорость перед злополучной кривой. №611 менее чем за год был восстановлен после аварии и снова пущен в эксплуатацию.
|
К концу 1950-х в Америке завершился массовый переход железнодорожников на дизельную тягу. Подавляющее большинство паровых локомотивов отправилось на переплавку. В октябре 1959 года №611 совершил свой последний регулярный рейс. Но будучи незадолго до того восстановлен после аварии, он находился в превосходном техническом состоянии и избежал, таким образом, печальной участи своих одноклассников. Благодаря усилиям энтузиастов, в 1960 году N&W подарила его железнодорожному музею города Раноук, где он провел последующие два десятилетия.
В 1981-82 годах легендарный локомотив восстановили до рабочего состояния. В течение последующих двенадцати лет, до 1994 года J №611 водил экскурсионные поезда. В 1984 году Американское общество инженеров-механиков объявило его национальным инженерным памятником. C 1995 года локомотив находится в Музее транспорта штата Вирджиния. Раз в месяц сотрудники музея вручную передвигают его по рельсам на несколько метров вперед и назад, чтобы не застаивалась смазка в его подшипниках. По свидетельствам этих сотрудников №611 по-прежнему остается в превосходном техническом состоянии.
|